![]() |
![]() |
Вопрос - ответ |
|
Новости Страсти по НДСЕсть ли необходимость лишний раз говорить о том, что НДС — самый сложный и вызывающий наибольшее количество судебных споров налог? Можно с уверенностью сказать, что такого количества требований, зачастую противоречащих друг другу либо попадающих под многочисленные пробелы в нормативных актах, нет ни в одной другой правовой системе мира. Бухгалтеры любой компании, использующей основную систему налогообложения, с ужасом ждут отчетных дат по этому налогу и пристально отслеживают все изменения законодательства. Быть не в курсе налоговых новелл зачастую означает серьезные сложности в вопросах возмещения и вычета НДС, а то и вовсе чревато существенными штрафами. И вот, похоже, забрезжил свет в конце тоннеля. Новостные ленты пестрят сообщениями о том, что власти делают первые шаги в области реформирования налога на добавленную стоимость. Однако эти сведения столь же противоречивы, как и сам налог. Наиболее активную позицию в скорейшем разрешении этого вопроса занимает спикер Государственной Думы Борис Грызлов. На встрече с действующим Президентом Владимиром Путиным он озвучил предложения по снижению размера налога до 10%. При этом, по представлению Грызлова, отмене подлежит ныне существующая льготная ставка в размере 10%. Председатель нижней палаты Федерального собрания считает, что эти меры позволят принести в 2008-2010 годах дополнительные средства в казну государства в размере до 1,2 триллиона рублей и выведут «из тени» многие предприятия. Больше всего от снижения НДС выиграют такие области, как нефтяная, электроэнергетика, пищевая промышленность и машиностроение, а также строительство, транспорт, связь и торговля. Однако Минфин РФ ожидаемо придерживается иной точки зрения и прогнозирует, напротив, снижение доходной части бюджета страны порядка 2-2,5% от ВВП в год. Этим главное финансовое ведомство страны объясняет свое стойкое нежелание каким-либо образом обсуждать изменения, касающиеся НДС. Минфину вторит и Федеральная налоговая служба. Но главная причина такого упорства, похоже, кроется совсем в другом. Сложно переоценить те глобальные финансовые потоки, которые направляются в бюджет благодаря ныне действующей конструкции налога. И при этом бухгалтеры очень хорошо знают, как сложно добиться возмещения налога из государственной казны и как тяжело доказать свое право на вычет. А незначительные ошибки в оформлении документов или небрежность контрагентов могут привести к штрафам, многократно превышающим суммы налога. Ну нельзя забывать и о негласном разрешении конфликтных вопросов на местах путем действия банального экономического закона спроса и предложения. Специалистами выдвигался альтернативный вариант налогообложения: полная отмена НДС и возврат к ранее действовавшему налогу с продаж, как это широко используется в США. Но Сергей Шаталов, статс-секретарь, заместитель Министра финансов России, назвал предложение о замене НДС налогом с продаж авантюрным. Шаталов заявил, что принятие подобной схемы может привести к непредсказуемым последствиям и колоссальным бюджетным потерям, потому что по понятным причинам ставки налога с продаж не могут быть высокими. Да и собираемость налога будет значительно ниже, полагает он, поскольку контролировать уплату в сфере розничной торговле гораздо сложнее. Риски же государства при этом только увеличиваются. С последним высказыванием сложно согласиться. По мнению экспертов, НДС является самым сложным в части администрирования налогом. Об этом свидетельствует и судебная практика: предметом около 80% дел, рассматриваемых в арбитраже, является именно этот налог. С НДС связано и большинство налоговых преступлений. Как заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Василий Дума: «В последние годы все больше не очень честных людей в нашей стране активно наживаются на неуплате НДС». Тем не менее финансисты подвергают критике и тезис о том, что снижение налогов позволяет выйти предприятиям из «тени», приводя многочисленные примеры результатов снижения налогов (ЕСН, налога на прибыль), которые оказывались обратными прогнозируемым. Поэтому если и вести речь о снижении фискального бремени, то Минфин предлагает сначала определить, за счет каких источников будут компенсированы выпадающие доходы. Но даже если будут найдены пресловутые источники, то Минфин в любом случае согласится на изменение косвенных налогов в самую последнюю очередь. Другой вариант, который сейчас активно обсуждается в бизнес-сообществе, заключается в изменении метода начисления НДС с зачетного на прямой. Иными словами, предлагается исчислять налог с добавленной стоимости как она есть, то есть с суммы ее основных компонентов: фонда заработной платы, ЕСН, прибыли предприятия и амортизации за отчетный период. Как отмечают сторонники этого варианта, при этом сразу решится ряд проблем: отпадет необходимость возмещения НДС из бюджета и резко уменьшится возможность для преступных махинаций в данной сфере. Снизятся до минимума риски, связанные с уклонениями от уплаты НДС. Однако есть и предприниматели, которые одинаково скептически относятся и к первому, и ко второму варианту решения вопроса. Их позиция как нельзя более проста: ведь нельзя компенсировать неспособность и нежелание налоговых органов эффективно исполнять свои функции никакими передовыми налоговыми схемами и законодательными актами. |
Copyright © 2025 "Твое право" |