![]() |
![]() |
Вопрос - ответ |
|
Новости Феномен Пикалево: спасение утопающих — дело рук самих утопающих, а не федерального центраПоследние две недели мой пятилетний сын, недавно научившийся пользоваться сайтом YouTube, без конца напевает песенку о том, что «в Пикалево был завод градообразующий», — история спасения работников города Пикалево премьером Путиным на мотив чешской эстрадной песни 70-х годов c видеорядом из «Звездных войн» произвела на ребенка неизгладимое впечатление. Между тем феномен пикалевцев, которые вышли после закрытия градообразующего предприятия на федеральную трассу, чтобы привлечь к своим проблемам внимание центральных властей, — примета не только российского кризиса.
В конце августа я проехал по десятку немецких моно-городов, выросших вокруг одного предприятия. Тут царят те же безнадежность и растерянность, что и в российском Пикалево. И точно так же народ уповает на помощь федерального центра. Мэр баварского Херцогенаураха, где располагается штаб-квартира компании Schaeffler — крупнейшего немецкого поставщика автомобильных запчастей, рассказывал мне, как лично ездил в Берлин и обивал пороги администрации канцлера, чтобы убедить правительство спасти Schaeffler, на которую в Херцогенаурахе работает более половины трудоспособного населения. Мэр тюрингского Эйзенаха, где функционирует оказавшийся на пороге массовых увольнений завод Opel, тоже связывает спасение города исключительно с госпожой Меркель. Рабочие верфей Wadan Yards после банкротства своей компании (а это две трети рабочих мест балтийского города Висмар!) просто захватили на сутки верфи и потребовали телемоста с Меркель, готовившейся к встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым. Надо сказать, что действия рабочих принесли результат: уже через два месяца верфи были проданы новому российскому инвестору. Но не везде рабочие и мэрия европейских Пикалево видят свое спасение в помощи федерального центра. Без Меркель обошелся, например, небогатый восточнонемецкий Эйзенхюттенштадт, построенный полвека назад вокруг металлургического завода и до сих пор являющийся центром сталелитейной промышленности. В сытые годы мэрия города активно копила деньги и сегодня привлекла инвесторов, строящих новый целлюлозно-бумажный комбинат, который на 20% увеличит количество рабочих мест в городе. К Берлину не взывает — несмотря на кризис автопрома — баварский Ингольштадт, где штаб-квартира Audi. Компания Audi вела в сытые годы разумную экономическую политику, ее финансовое положение стабильно, столь же стабильно и положение города, запускающего в этом году новый современный железнодорожный грузовой вокзал. Вывод прост: противостоять кризису смогли лишь те города и компании, которые делали ставку не на потребление, а на накопление — пусть и весьма скромное. Не на экстенсивный, а на интенсивный рост. Обновление технологического парка, модернизация транспортной сети или привлечение инвесторов для строительства новых заводов — это инвестиции, которые успешно реализуются и во время кризиса (в отличие от безоглядных поглощений, безудержного роста численности персонала или строительства нового здания мэрии). А что касается федеральной помощи — она редко приносит реальную пользу. Пример тому — федеральная поддержка завода Nokia в Бохуме. Как только федеральные деньги, выделенные на развитие производства, закончились, финский концерн перевел завод в Восточную Европу — и сделал это еще до всякого кризиса. Журнал "CEO", октябрь 2009 г. |
Copyright © 2025 "Твое право" |